тумба с афишамиАфиша – это одна из вариаций графического искусства, выглядит как крупноформатное издание с нанесенным рисунком и небольшим текстом, из которого можно узнать место и время проведения матча, состав команд и стоимость билета. Когда футбол только развивался, использовался только бумажный вариант, но в наши дни футбольная афиша может встретиться в интернет формате или в виде электронного билборда на городских улицах.

История футбольных афиш в Олимпийских Играх

В конце XIX века создавались первые афиши, их использовали как возможность информирования населения о футбольных турнирах.  Олимпиады также были освещены сообщением на спортивных плакатах.  Из исторических сведений известно, что первый плакат к олимпийским играм 1896 года имел размер 32х34 см. Имя художника нарисовавшего афишу неизвестно.  На листке в центре были изображены две женщины в греческих платьях, на головах у них были лавровые венки, а в руках ветки оливок. На остальном фоне можно было рассмотреть спортсменов, древний город и стадион на котором произошли современные спортивные состязания. Так как первые игры вызвали большое волнение в общественных массах, местное издание «Акрополь» печатает партию спортивных афиш с изображением победителей Олимпийских игр.

Ряд красочных плакатов также сопровождал вторые олимпийские первенства, проводимые в Париже. Серия содержала информацию обо всех видах летнего спорта, в том числе и футбола. Впервые на афишах использовали фотографии, отличие было и в более больших размерах. Через некоторое время печать афиш становиться обязательной нормой, а к каждому спортивному событию производят программки, буклеты, альбомы, но среди них афиша занимает первостепенные позиции.

От древности к современности

афиши ссср футболПечатная спортивная продукция с 1952 года имеет более качественное полиграфическое исполнение. В сравнении с первыми афишами, на которых чаще всего рисовали атлетов, теперь изображаются пловцы, футболисты, баскетболисты.  Это первая олимпиада, на которой выступала сборная СССР. Перед спортивными состязаниями 1960 года проводят конкурс художников, в котором состязаются 212 человек. Лучшую спортивную афишу нарисовал Армандо Теста. На рисунке была изображена волчиха – эмблема игр и надевающий на себя корону спортсмен-победитель.  Плакат выпустили тиражом в 290 000 единиц, на языках одиннадцати стран мира.

К первенствам проходимым летом 1968 года в Мехико над афишами трудились не только художники, но и председатель оргкомитета Эдуард Терразас. Они смогли разработать более 100 разных изданий с футбольной и другой спортивной тематикой.  В общей численности тираж составил 1,5 миллиона экземпляров.

На олимпийских сборах 1980 года афиши с информацией о футбольных матчах были изданы для Ленинграда, Минска, Киева и Москвы, в которой состоялась финальная игра. Художникам удалось разработать 250 разнообразных афиш, в том числе и для футбольных игр.

Интересный факт

футбольные афишиНадпись «Матч состоится при любой погоде» была на всех советских афишах вплоть до 1951 года.  Тогда наши футболисты играли в любую погоду. Но решающие события произошли летним июльским днем, когда на стадионе проводилась игра чемпионата СССР между Ленинградской и Куйбышевской командами. Погода в тот день была вполне благоприятной, в первом тайме футболисты успели забить три гола. Но с началом второй половины игры резко как из ведра пошел ливень, стадион за считанные минуты превратился в одну гигантскую лужу.  Арбитр Моргунов впервые остановил встречу, и игроки отправились в раздевалку.  Вскоре через два месяца в Ленинграде красовались новые афиши оповещающих об игре «Динамо» с «Крыльями Советов». После таких погодных явлений организаторы не стали уверять болельщиков и печатать на афишах «Матч состоится при любой погоде».

Но в истории футбола это далеко не единственный случай, когда в планы вмешивается погода. Достаточно вспомнить матч за кубок Шотландии, начался он в 1978 году, а закончился в 1979 году.  Афиши пришлось печатать 29 раз, именно столько его переносили.  Позже этот факт был описан в знаменитой книге рекордов Гиннеса.

Коллекционирование

Футбольные афиши собирают давно, первые коллекционеры появились с развитием спорта в начале XX века. Наиболее ценными и редкими являются экземпляры 30-х годов прошлого столетия, а также изданные небольшим тиражом.  Ценятся и афиши с несостоявшихся матчей, олимпийских игр, еврокубков, а также плакаты с опечатками. Среди фанатов футбола особым раритетом являются афиши с последних игр, 5-кратного чемпиона СССР вратаря Льва Яшина. Некоторые частные коллекционеры безвозмездно передают ценные экспонаты в музеи, тем самым сохраняя историю этого спорта для будущих поколений.